Электроэнергия на ОДН: что нового?

29.03.2017
С 1 января 2017 г. вступили в законную силу долгожданные изменения в Жилищный кодекс РФ, внесенные Федеральным законом от 29.06.2015 № 176‑ФЗ (с учетом положений Федеральных законов от 28.12.2016 № 469‑ФЗ, № 486‑ФЗ). Законодатель включил в плату за содержание жилья расходы на приобретение коммунальных ресурсов, потребленных при использовании общего имущества в многоквартирном доме. С начала 2017 г. плата за содержание жилого помещения включает плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в таком доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в нем (п. 2 ч. 1 ст. 154 ЖК РФ). Также Правительство РФ приняло постановление от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее – Постановление № 1498). Наибольший интерес нововведения представляют в части расчетов пользователей помещений МКД и управляющих организаций за электроэнергию. Основные положения законодательства 1. Плата за содержание жилья включает плату за общедомовые нужды (ОДН), если МКД управляет УО, ТСЖ или ЖК. Гарантирующий поставщик уже не вправе самостоятельно осуществлять расчеты с потребителями за поставленную на ОДН электрическую энергию. Но он может реализовать электроэнергию на ОДН соответствующей УО (ТСЖ, ЖК), которая включит плату за ОДН в оплату жилищных услуг. Следовательно, гарантирующий поставщик заинтересован в наличии договора энергоснабжения с УО, ТСЖ, ЖК – для выставления объема электрической энергии, поставленной на ОДН именно этим организациям. Последние, в свою очередь, также заинтересованы в таком договоре. Ведь при отсутствии договорных отношений гарантирующий поставщик будет инициировать понуждение к заключению договора, в т. ч. в судебном порядке, а это дополнительные расходы для УО, ТСЖ, ЖК. 2. ОДН могут считаться коммунальной услугой при непосредственном управлении МКД собственниками помещений либо когда способ управления не выбран или не реализован. В этом случае гарантирующий поставщик вправе самостоятельно производить расчеты с потребителями за электрическую энергию, поставленную на ОДН, как это было ранее. Одновременно ст. 154 ЖК РФ дополнена ч. 5, которая уточняет перечень коммунальных услуг с 1 января 2017 г. с учетом переноса ОДН в услуги по содержанию жилого помещения. Новая норма определяет, что коммунальные услуги включают плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД, в случаях, если в МКД не выбран способ управления или выбранный способ не реализован. Основные изменения, внесенные Постановлением № 1498 В состав общего имущества МКД включены автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов, установленные за счет собственников (подп. «е(1)» п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, далее – Правила № 491). В перечень функций организаций, управляющих МКД, включено приобретение коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в таком доме. При этом собственникам запрещено самостоятельно совершать действия по приобретению таких ресурсов (п. 12 Правил № 491). Собственники помещений не вправе принять решение о переводе ОДН в коммунальную услугу и проведении расчетов за ОДН напрямую с гарантирующим поставщиком. Уточнен перечень лиц, которые несут ответственность за содержание общего имущества в МКД. Ранее в этот список были включены только собственники помещений или УО, ТСЖ, ЖК (п. 16 Правил № 491). Теперь законодатель привел перечень в соответствие с ч. 2 ст. 153 ЖК РФ и дополнил его еще двумя лицами – застройщиком и лицом, принявшим от застройщика помещение в МКД. Уточнены расходы, которые включаются в состав платы за содержание жилого помещения (п. 29 Правил № 491). В связи с переводом ОДН в услуги по содержанию жилья перечень дополнен расходами на приобретение коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД. Отдельно указано, что при непосредственном способе управления МКД расходы на приобретение коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества, в состав платы за жилое помещение не включаются (п. 32 Правил № 491). При первоначальном включении в состав платы за жилое помещение таких расходов их размер не может превышать норматив на ОДН, установленный по состоянию на 1 ноября 2016 г. При последующих включениях ОДН в состав платы за жилое помещение их размер определяется исходя из новых нормативов на содержание общего имущества в МКД. При этом собственники вправе принять размер расходов выше норматива, если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный. Решение включить такой повышенный размер ОДН в состав платы за жилое помещение собственники должны принять на общем собрании. Размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов. Уточнено определение нежилого помещения в МКД (п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, далее – Правила № 354). Такое помещение должно соответствовать следующим условиям: • указано в проектной или технической документации на МКД; • не является жилым помещением; • не включено в состав общего имущества МКД. При этом не имеет значения, есть ли у такого помещения отдельный вход и подключено ли оно к внешним инженерным сетям. Нежилое помещение может быть встроенным или пристроенным. К этой категории также отнесены машино-места, подземные гаражи и автостоянки, если они предусмотрены проектной документацией. Для ресурсоснабжающих организаций (далее – РСО) дополнены основания, на которых они предоставляют коммунальные услуги потребителям (п. 17 Правил № 354): • существуют договорные отношения между потребителями и РСО на основании ч. 17 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176‑ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 176‑ФЗ); • собственники приняли решение сохранить существующие договорные отношения с РСО на основании ч. 18 ст. 12 Закона № 176‑ФЗ; • договор с УО, ТСЖ, ЖК о приобретении коммунального ресурса для предоставления коммунальной услуги расторгнут. Таким образом, в Правилах № 354 указан исчерпывающий перечень оснований, на которых гарантирующий поставщик предоставляет коммунальные услуги непосредственно потребителям – собственникам и пользователям помещений в МКД. Уточнен порядок заключения договоров энергоснабжения по нежилым помещениям в МКД (п. 6 Правил № 354). Договор заключается: • в отношении индивидуального потребления в нежилом помещении (кроме машино-места) – только в письменной форме непосредственно с гарантирующим поставщиком; • по ОДН – в общем порядке либо в составе жилищной услуги через УО, ТСЖ, ЖК, либо как коммунальная услуга через гарантирующего поставщика при непосредственном и нереализованном способе управления. УО, ТСЖ, ЖК обязаны: • предоставить гарантирующему поставщику информацию о нежилых помещениях в МКД; • уведомить собственников нежилых помещений о необходимости заключить договоры энергоснабжения непосредственно с гарантирующим поставщиком. Собственник нежилого помещения в МКД должен в течение пяти дней после заключения договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком представить в УО, ТСЖ, ЖК копию такого договора (п. 18 Правил № 354). Гарантирующие поставщики и сетевые организации вправе выявлять бездоговорное потребление электрической энергии. Для этого они проверяют подключение объектов на земельном участке МКД и граничащих с ним земельных участках к электрическим сетям, а также к внутридомовым электрическим сетям МКД. К такой проверке привлекаются лица, которые отвечают за содержание указанных сетей (п. 167 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, далее – Основные положения). Уточнен порядок расчета по нежилым помещениям. Если собственник нежилого помещения не заключил договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком, объем потребленной им электрической энергии (в части индивидуального потребления) определяется расчетными методами, предусмотренными Основными положениями для случаев бездоговорного потребления (п. 6 Правил № 354). При расчете платы за коммунальную услугу на ОДН для нежилых помещений используются цены (тарифы), установленные для категории потребителей, к которой относится такой потребитель (п. 44 Правил № 354). Такой расчет действует только в случаях, когда ОДН – коммунальная услуга (непосредственный способ управления, способ управления не выбран или не реализован). Определен порядок расчета размера платы за машино-места в МКД (п. 43 Правил № 354). Если в помещении под машино-места установлен прибор учета, то объем потребленной электрической энергии определяют по его показаниям. Если прибор учета отсутствует, потребление рассчитывают исходя из площади помещения и норматива потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества в МКД. Указанный объем электрической энергии распределяют между собственниками пропорционально количеству принадлежащих им машино-мест. Для расчета платы за электроэнергию к нормативу потребления применяют повышающий коэффициент 1,5. Законодатель не определил, как следует производить расчет за электрическую энергию, поставленную на ОДН, если показания общедомового прибора учета не переданы. Однако в Правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 (далее – Правила № 124), предусмотрено, что объем электрической энергии, поставленной на ОДН, при отсутствии общедомового прибора учета определяется по нормативу. Следовательно, логично распространить это правило и на случай непередачи показаний прибора учета. Для расчета платы за ОДН с применением зонных тарифов введено уточнение: «...если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг» (п. 44 Правил № 354). Таким образом, ОДН распределяется по зонам суток только тогда, когда все приборы учета в МКД имеют одинаковые функциональные возможности, если иное не установлено договором. Исключена обязанность по распределению отрицательного ОДН (исключен п. 47 Правил № 354). Уточнено, что с УО, ТСЖ, ЖК может заключаться договор на приобретение электроэнергии в целях предоставления коммунальной услуги (т. е. на индивидуальное потребление) и (или) ее потребления при содержании общего имущества МКД (то есть на ОДН, которые учитываются в составе платы за жилищную услугу) (п. 4 Правил № 124). Таким образом, договор может быть заключен или в целом на МКД (индивидуальное потребление и ОДН), или только на ОДН. Уточнен перечень документов, которые прилагаются к заявке на заключение договора (п. 6 Правил № 124). Управляющие организации представляют лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. УО, ТСЖ, ЖК подтверждают свою обязанность по содержанию общего имущества МКД и предоставлению коммунальных услуг (при покупке электроэнергии в целом на МКД – на индивидуальное потребление и на ОДН) или обязанность по содержанию общего имущества в МКД (при покупке электроэнергии только на ОДН). Уточнен порядок заключения договора энергоснабжения (п. 11 Правил № 124). При заключении договора энергоснабжения только на объемы ОДН любая сторона имеет право направить оферту другой стороне. Если через 30 дней не поступает ответ о согласии заключить договор энергоснабжения, договор признается заключенным с даты направления заявки. При этом указан исчерпывающий перечень случаев, когда работает данная норма: существовавшие и сохраненные решением общего собрания «прямые» отношения с населением (ч. 17, 18 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176‑ФЗ), а также расторжение договора за задолженность в соответствии с п. 30 Правил № 124. Учитывая, что расторжение договоров энергоснабжения с УО, ТСЖ, ЖК за долги, как правило, производилось на основании п. 53 Основных положений, формально на эти случаи данная норма распространяться не должна. Предлагается применять ее для понуждения к заключению договора энергоснабжения на объемы ОДН во всех случаях действия «прямых» отношений. Законодатель уточнил также основания для отказа гарантирующего поставщика в заключении договора энергоснабжения (п. 13 Правил № 124). При наличии действовавших ранее и (или) сохраненных решением общего собрания «прямых» отношений с населением (ч. 17, 18 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176‑ФЗ) гарантирующий поставщик не вправе отказаться от заключения договора на объемы ОДН. Таким образом, гарантирующий поставщик имеет право отказаться от заключения договора на весь объем электроэнергии на МКД (индивидуальное потребление и ОДН), но не может отказаться от заключения договора на объемы ОДН. Изменен п. 21 Правил № 124, согласно которому определяются объемы поставки электроэнергии в целом на МКД (индивидуальное потребление и на ОДН для включения в жилищную услугу). Фактически, существенно не меняя действующий порядок расчета, законодатель четко разделил все имеющиеся варианты. Следует отметить, что при непредставлении показаний общедомового прибора учета объем ОДН определяется не по среднему значению, а по нормативу (подп. «в(3)» п. 21 Правил № 124). Изменен п. 21(1) Правил № 124, согласно которому определяются объемы поставки электроэнергии на ОДН для включения в жилищную услугу. Корректировки связаны с изменением отношений в связи с переводом ОДН в жилищную услугу. Исключен вариант расчета только сверхнормативного объема ОДН. Уточнены положения по расчету стоимости электроэнергии с использованием тарифов, дифференцированных по зонам суток (подп. «г» п. 22 Правил № 124). Зонные тарифы применяются, только когда все приборы учета в МКД имеют одинаковые функциональные возможности, если иное не предусмотрено договором. Претерпели изменения и условия расторжения договора энергоснабжения. В одностороннем порядке отказаться от исполнения договора энергоснабжения «за долги» (п. 30 Правил № 124) гарантирующий поставщик может только в части поставки электроэнергии для оказания коммунальной услуги, т. е. только в части индивидуального потребления. Расторгнуть договор при наличии задолженности в части объемов ОДН нельзя. При этом в случае прекращения обязательства УО, ТСЖ, ЖК по содержанию общего имущества в МКД и предоставлению коммунальных услуг (п. 31 Правил № 124), а также в случае прекращения договора управления, прекращения лицензии (п. 32 Правил № 124) договор расторгается полностью. Законодатель по всему тексту Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 (далее – Правила № 306), заменил понятие «норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды» на новое – «норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества». Для норматива потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД предусмотрен только расчетный метод (п. 13 Правил № 306). Новые нормативы субъекты РФ должны утвердить не позднее 1 июня 2017 г. Выводы Особое значение приобретает наличие договора, заключенного в письменной форме, между гарантирующим поставщиком электрической энергии и организацией, под управлением которой находится многоквартирный дом. По общему правилу наличие у организации статуса управляющей организации влечет за собой «автоматическое» возникновение статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетам за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями (см. определение Верховного Суда РФ от 06.07.2015 № 310-КГ14-8259, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.11.2015 № Ф01-4321/2015 по делу № А29-8017/2014). Возникало бы меньше проблем как для собственников помещений в МКД, так и для гарантирующего поставщика, если бы выбранные управляющие организации добросовестно исполняли возложенные на них обязанности и были инициаторами заключения договоров энергоснабжения с гарантирующими поставщиками. Однако зачастую гарантирующий поставщик сталкивается с халатным отношением руководства управляющих организаций к данному вопросу, и тогда единственным способом воздействия является понуждение гарантирующим поставщиком управляющей организации к заключению указанного договора. Как следует из п. 12 ст. 161 ЖК РФ, управляющая организация, товарищество либо кооператив или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в т. ч. поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в т. ч. поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Управляющая организация, товарищество или кооператив либо организация, указанная в подп. «б» п. 10 Правил № 354, обеспечивают предоставление коммунальных услуг путем заключения с гарантирующими поставщиками договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования их при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в т. ч. при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, и надлежащего исполнения таких договоров (п. 13 Правил № 354). Таким образом, законодатель прямо указывает на то, что организации, под управлением которых находится МКД, не вправе отказываться от заключения договора с РСО. Ресурсоснабжающие организации имеют право не только предложить заключить договор ресурсоснабжения, но и понудить такую организацию к заключению договора в судебном порядке. Об обоснованности такого подхода свидетельствует и судебная практика (см. постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2015 № 08АП-10672/2015 по делу № А46-6062/2015).

Все новости